Выставка Константина Кузнецова (1863–1936), организованная Нижегородским художественным музеем (НГХМ) совместно с Фондом содействия сохранению творческого наследия художника, во многом необычна, как необычна и даже уникальна судьба самого живописца, получившего известность и признание в Европе, но практически незнакомого российскому зрителю.
«Русский парижанин», коренной нижегородец по рождению, он оказался единственным из отечественных художников, кто столь полно и органично воспринял и продолжил традицию французского импрессионизма и постимпрессионизма. Оценивая его творчество, критики ставили его работы в один ряд с такими мастерами, как Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар и Анри де Тулуз-Лотрек. Подчеркивая его глубокую приверженность выбранному методу даже в 1930-е годы, критик Франсуа Тьебо-Сиссон назвал его «последним рыцарем импрессионизма».
В 2021 году в Третьяковской галерее состоялась первая в России персональная выставка-ретроспектива Константина Кузнецова, имевшая большое значение для полноценного возвращения художника в отечественную культуру.
Настоящая выставка в НГХМ, принимая своеобразную эстафету, продолжает этот процесс возвращения, знакомя с целым рядом произведений, не представленных в залах Третьяковки, новыми материалами и фактами биографии живописца.
Выставка откроет для нижегородцев, по сути, новое имя. Она специально формировалась для показа на родине живописца. С этой целью часть произведений была отреставрирована, оформлена и подготовлена к экспонированию. Это касается, прежде всего, ранних работ, созданных непосредственно на нижегородской земле. Всего в составе выставки свыше 50 живописных полотен художника, а также документальный и архивный материал.
Экспозиция, построенная по географическому и хронологическому принципу, отражает широту творческого диапазона мастера, своеобразие его живописной манеры, сочетавшей в себе опыт импрессионизма и собственного «внутреннего видения мира». Она позволяет проследить основные этапы его деятельности, начиная от ранних работ, созданных в России и в первые годы пребывания за границей, до зрелых произведений, посвященных изображению природы излюбленных художником мест – Бретани, Нормандии, легендарному в истории импрессионизма острову Бель-Иль, а также городскому пейзажу Парижа и видам его окрестностей.
Кураторы - директор Фонда Константин Ещеркин, ученый секретарь Нижегородского государственного художественного музея Ирина Миронова, заместитель директора Фонда по научной работе Екатерина Усова.
Для посетителей выставка будет работать с 29 апреля до 31 июля 2022 года.
Comments